+38 (044) 586-26-06 Call back

Законодательство

3 сентября 2015 года принят Закон Украины «Об электронной коммерции» (далее — Закон), который обозначает организационно-правовые начала деятельности электронной коммерции в Украине, устанавливает порядок совершения электронных соглашений с применением информационно-телекоммуникационных систем и определяет права и обязанности участников отношений в сфере электронной коммерции.

Данный Закон вступил в силу 30 сентября 2015 года

Введите e-mail для получения презентации
на тему «Нормативное регулирование вопросов, связанных
с использованием ЭЦП, ЭНН, отчетности и электронного документооборота»

Ответы на вопросы

Электронная цифровая подпись — вид электронной подписи, полученной в результате криптографического преобразования набора электронных данных, который добавляется к этому набору или логически с ним объединяется и дает возможность подтвердить его целостность и идентифицировать подписчика. Электронная цифровая подпись накладывается с помощью личного ключа и проверяется с помощью открытого ключа. Соответственно, личный ключ — это параметр криптографического алгоритма формирования электронной цифровой подписи, доступный только подписчику, а открытый ключ — это параметр криптографического алгоритма проверки электронной цифровой подписи, доступный субъектам отношений в сфере использования электронной цифровой подписи..

Закон предусматривает как непосредственное направление проекта электронного договора, так и путем направления коммерческого электронного уведомления.

При этом Закон указывает, что электронный договор должен содержать все существенные условия, предусмотренные Гражданским кодексом Украины и Хозяйственным кодексом Украины. Например, для договора о предоставлении услуг существенными условиями являются условия о предмете и цене договора.

Все остальные условия являются факультативными (не обязательными). Так, Закон дополнительно определил перечень условий, которые стороны могут предусмотреть в электронном договоре, а именно: — технологию (порядок) заключения договора; — порядок создания и наложения электронных подписей сторонами договора; — возможность и порядок внесения изменений в условия договора; — способ и порядок принятия предложения заключить электронный договор (акцепта); — порядок обмена электронными сообщениями и информацией между сторонами при исполнении ими своих обязательств; — технические средства идентификации стороны; — порядок внесения изменений к ошибочно отправленному предложению о принятии заключить электронный договор (акцепта); — ссылки на условия, включаемые в договор путем перенаправления (отсылки) к другому электронному документу и порядок доступа к такому документу; — способ хранения и предъявления электронных документов, сообщений, иной информации в электронной форме и условия доступа к ним; — условия изготовления и получения бумажных копий электронных документов; — возможность выбора языка, используемого при заключении и исполнении договора; — другие сведения. При этом предложение к заключению договора может включать условия, которые находятся в другом электронном документе, путем перенаправления (отсылания) к нему.

Электронная коммерция — это отношения, направленные на получение прибыли, возникающих при совершении сделок по приобретению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, совершенные дистанционно с использованием информационно — телекоммуникационных систем, в результате чего у участников таких отношений возникают права и обязанности имущественного характера.

ЭЦП по своему правовому статусу приравнивается к собственноручной подписи (печати) при следующих условиях:

1. электронная цифровая подпись подтверждена с использованием усиленного сертификата ключа с помощью надежных средств цифровой подписи;
2. во время проверки использовался усиленный сертификат ключа, действующий на момент наложения электронной цифровой подписи;
3. личный ключ подписывающего соответствует открытому ключу, указанном в сертификате.
Это урегулировано Законом Украины «Об электронном документе и электронном документообороте» (ст. 6), Законом Украины «Об электронной цифровой подписи» (ст. 3).

Согласно ст. 8 Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» юридическая сила электронного документа не может быть отвергнута исключительно из-за того, что он имеет электронную форму. Допустимость электронного документа как доказательства не может оспариваться только на основании того, что он имеет электронную форму.

Электронный документ, как и документ созданный на бумажном носителе, для того чтобы иметь юридическую силу, должен содержать необходимые реквизиты, которые присущи определенному виду документов. Такие требования закрепляются в ряде нормативных актов: ГОСТ 4163-2003 «Требования к оформительству документов» — определяет состав реквизитов документов; ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» — указывает обязательные реквизиты для первичных и сводных документов; разд. 2 Порядка работы с электронными документами в делопроизводстве и их подготовки к передачи на архивное хранение, утвержденное приказом Министерства юстиции Украины от 11.11.2014 № 1889/5 регулирует особенности оформления реквизитов организационно-распорядительных электронных документов и т. д. Из этого следует, что не имеет значения на каком носителе создан документ — на бумажном или электронном, главное — наличие необходимых реквизитов, предусмотренных законодательством.

С контролирующими органами ситуация складывается следующим образом. Что касается налоговой. Действующим Налоговым кодексом Украины даже предусмотрен вид проверки как документальная невыездная внеплановая электронная проверка по заявлению плательщиков налогов и во исполнение такого положения разработан и действует приказ Министерства доходов и сборов от 03.06.2013 № 143 «Об утверждении Порядка подачи плательщиком налогов заявления о проведении документальной невыездной внеплановой электронной проверки и принятие решения территориальным органом Министерства доходов и сборов Украины о проведении такой проверки», а также приказ Минфина от 07.11.2011 № 1393 «Об утверждении Порядка предоставления документов большого плательщика налогов в электронной форме». Но в этих документах речь идет о предоставлении документов при проверках и налоговая пока не спешит внедрять на практике такие процедуры. Хотя все предпосылки к этому есть и нормативная база в том числе.

Также никто не отменял Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 № 88, согласно которому по требованию контролирующих и судебных органов и своих контрагентов предприятия, учреждения обязаны за свой счет сделать копии первичных документов на бумажном носителе.

В данной процедуре не вижу никакой проблемы. На сегодняшний день существует процедура создания бумажного экземпляра электронного документа, которая описана в разд. 6 приказа Минюста от 11.11.2014 № 1886/5. Кроме того, порядок засвидетельствования таких копий определен в разд. 10 приказа Минюста от 18.06.2015 № 1000/5.

Что касается иных контролирующих органов, то пока электронные проверки находятся на стадии внедрения.
Очень многое зависит и от внутренних актов предприятия, которыми можно урегулировать процедуру электронного документооборота (например, приказы об учетной политике, наличие которых регламентировано ч. 5 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и которые должны содержать данные о правилах документооборота и технологии обработки учетной информации; также пп.5 п. 1 разд. ІІІ приказа Минюста № 1000/5 согласно которого особенности организации электронного документооборота определяются инструкцией по делопроизводству учреждения, что разрабатывается с учетом требований Порядка работы с электронными документами, а также характеристик технических и программных средств, которые функционируют в учреждении; и, наконец, ч. 2 ст. 16 Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» указывает, что если в процессе организации электронного документооборота возникает необходимость в определении дополнительных прав и обязанностей субъектов электронного документооборота, которые не определены законодательством, такие права и обязанности могут устанавливаться этими субъектами на договорных началах).

То есть, предоставлять документы в электронном виде контролирующим органам по их запросу (или в ходе проверки) возможно если:

это предусмотрено законодательными актами, которые регулируют порядок проведения проверок или направления документов в электронном виде на запросы конкретного органа;
это предусмотрено внутренними локальными актами предприятия.

3 сентября 2015 года принят Закон Украины «Об электронной коммерции» (далее — Закон), который обозначает организационно-правовые начала деятельности электронной коммерции в Украине, устанавливает порядок совершения электронных соглашений с применением информационно-телекоммуникационных систем и определяет права и обязанности участников отношений в сфере электронной коммерции.

Электронный сделка — действие лица, направленное на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, осуществлена с использованием информационно — телекоммуникационных систем.

Электронный договор — это соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей и оформлена в электронной форме.

1. Распространение коммерческих электронных уведомлений.
Осуществляется путем распространения коммерческих электронных уведомлений. При этом Закон устанавливает, что такие уведомления распространяются только на основании согласия на получение таких уведомлений, которое предоставляет лицо, которому такие уведомления адресованы. Хотя есть и оговорка: коммерческое электронное уведомление может быть отослано лицу без его согласия при условии, что оно может отказаться от дальнейшего получения таких уведомлений. Закон также устанавливает четкие требования к содержанию электронного уведомления (ст. 10).
2. Заключение договора.
Происходит путем направления предложения к заключению договора (оферта) и принятие такого предложения (акцепт) другой стороной.

Согласно ч. 1 ст. 181 ХК Украины хозяйственный договор по общему правилу излагается в форме единого документа, подписанного сторонами. Сейчас печать не является обязательной, если только стороны не договорились об обратном (в таких случаях необходима проверка уставных документов стороны — контрагента, чтобы удостовериться с печатью действует такая сторона или без). ст. 12 Закона указывает, что моментом подписания электронного соглашения является использование:

1. электронной подписи или электронной цифровой подписи в соответствии с Законом Украины «Об электронной цифровой подписи», при использовании средства электронной цифровой подписи всеми сторонами электронной сделки;
2. электронной подписи одноразовым идентификатором, определенным Законом; Хочу отметить, что Закон определяет одноразовый идентификатор, как алфавитно-цифровую последовательность, которую получает лицо, принявшее предложение (оферту) заключить электронный договор путем регистрации в информационно — телекоммуникационной системе субъекта электронной коммерции, который предоставил такое предложение. Одноразовый идентификатор может передаваться субъектом электронной коммерции, который предлагает заключить договор, другой стороне электронной сделки посредством связи, указанным при регистрации в его системе, и добавляется (присоединяется) в сообщение от лица, принявшего предложение заключить договор.
3. аналога собственноручной подписи (факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, иного аналога собственноручной подписи) по письменному соглашению сторон, в котором должны содержаться образцы соответствующих аналогов собственноручных подписей.

Закон определяет, что электронный документ считается отправленным субъектом электронной коммерции в момент, когда такой документ (уведомление) передан за пределы информационной системы субъекта либо лица, уполномоченного на его отправление. Точно по такому принципу: электронный документ (уведомление) считается полученным субъектом электронной коммерции в момент, когда такой документ (уведомление) получен информационно — телекоммуникационной системой субъекта. Но хочу отметить, что данная норма не является императивной, т. е. стороны могут урегулировать такое время договором, если иное не будет предусмотрено законом, который дополнительно урегулирует определенный вид отношений.

Учитывая позицию некоторых клиентов, которые ссылались на практику не принятия судебными органами доказательств в электронной форме, принятый Закон урегулировал этот момент, приравняв электронный договор (заключенный путем обмена электронными уведомлениями, подписанным в порядке определенным ст. 12 Закона) к договору заключенному в письменной форме. Более того, Закон указал, что электронные документы (сообщения), связанные с электронным сделкой (тоесть речи идет и о первичной документации), могут быть представлены в качестве доказательств сторонами и другими лицами, которые принимают участие в судебном рассмотрении дела. Доказательства, представленные в электронной форме и / или в форме бумажных копий электронных сообщений, считаются письменными доказательствами согласно ст. 64 ГПК Украины, ст. 36 ХПК Украины и ст. 79 КАС Украины.

Стороны в договоре или специальный закон могут отрегулировать срок хранения отдельных видов документов, которые связанные с выполнением электронного договора. При этом архивное хранение касается не только документов, но и программных, аппаратных и других средств для их хранения, в которых хранятся электронные документы и с помощью которых можно отобразить информацию, находящуюся в этих документах. Сроки архивного хранения электронных документов (уведомлений), а также программных, аппаратных и других средств для их хранения, должны соответствовать срокам хранения архивных документов, которые определяются законодательством, но в любом случае не менее срока исковой давности (общая исковая давность устанавливается продолжительностью в 3 года).

Законы и нормативные документы

law-icon-1

ЗАКОН УКРАЇНИ
Про електронний цифровий підпис

(Документ 852-15, чинний, поточна редакція — Редакція від 28.06.2015, підстава 222-19)
Цей Закон визначає правовий статус електронного цифрового підпису та регулює відносини, що виникають при використанні електронного цифрового підпису. Дія цього Закону не поширюється на відносини, що виникають під час використання інших видів електронного підпису, в тому числі переведеного у цифрову форму зображення власноручного підпису.

Просмотреть в PDF

law-icon-1

ЗАКОН УКРАЇНИ
Про електронні документи та електронний документообіг

(Документ 851-15, чинний, поточна редакція — Редакція від 30.09.2015, підстава 675-19)
(Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2003, N 36, ст.275)
Цей Закон встановлює основні організаційно-правові засади електронного документообігу та використання електронних документів.

Просмотреть в PDF

law-icon-1

Наказ ДПА України від 03.05.2006 №242 «Про затвердження формату (стандарту) електронного документа звітності платників податків

З метою подальшого розвитку технології подання платниками податків звітності в електронному вигляді, практичного впровадження Законів України „Про електронні документи та електронний документообіг” і „Про електронний цифровий підпис” та на виконання абзацу 3 пункту 1 статті 2 Указу Президента України від 20.10.2005 №1497 “Про першочергові завдання щодо впровадження новітніх інформаційних технологій”.

Просмотреть в PDF

law-icon-1

Наказ ДПА України від 05.12.2007 №670 «Про внесення змін до формату (стандарту) електронного документа звітності платників податків»

З метою подальшого розвитку технології подання платниками податків звітності в електронному вигляді, практичного впровадження Законів України від 22.05.03 № 851-VI «Про електронні документи та електронний документообіг» та від 22.05.03 №852-VI «Про електронний цифровий підпис» і врегулювання питань, пов’язаних з автоматизацією перевірки відповідності заявлених у декларації та розрахованих за даними реєстрів сум податкового кредиту та податкових зобов’язань

Просмотреть в PDF

law-icon-1

Лист ДФС України від 17.02.2015 №5292/7/99-99-19-03-02-17 »
Про податок на додану вартість»

Державна фіскальна служба України у зв’язку із внесенням змін до Податкового кодексу України (далі – Кодекс) Законом України від 28 грудня 2014 року № 71-VІІІ (далі – Закон № 71) повідомляє про окремі особливості формування податкового кредиту, з урахуванням норм Кодексу, які набрали чинності з 1 січня 2015 року.

Просмотреть в PDF

law-icon-1

Лист Міндоходів України від 14.05.2013 № 2521/6/99-99-18-06-05-15 «Про впровадження електронних сервісів»

Міністерство доходів і зборів України розглянуло Ваш лист <…> щодо розширення електронних сервісів та повідомляє. Статтею 14 Закону України від 22 травня 2003 року № 851 „Про електронні документи та електронний документообіг” (далі – Закон № 851) встановлено, що електронний документообіг здійснюється відповідно до законодавства України або на підставі договорів, що визначають взаємовідносини суб’єктів електронного документообігу

Просмотреть в PDF

law-icon-1

Лист ДФС України від 26.08.2015 №31730/7/99-99-19-03-02-17 «Про особливості перерахування зайво зарахованих коштів з електронного рахунку платника»

Державна фіскальна служба України інформує щодо особливостей перерахування до бюджету чи на поточний рахунок платника податку зайво зарахованих коштів на електронний рахунок.

Просмотреть в PDF

law-icon-1

Лист ДФС України від 11.08.2015 № 29562/7/99-99-19-03-01-17 «Про деякі особливості функціонування системи електронного адміністрування ПДВ»

Державна фіскальна служба України у зв’язку з прийняттям Закону України від 16 липня 2015 року № 643-VІІІ «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо удосконалення адміністрування податку на додану вартість» (далі – Закон № 643) та на доповнення до листів ДФС від 29.07.2015 №27651/7/99-99-19-03-02-17, від 07.08.2015 №29163/7/99-99-19-03-02-17 та №29168/7/99-99-19-03-02-17 надає опис змін до Податкового кодексу України (далі – Кодекс), що не відображені у вказаних листах.

Просмотреть в PDF

law-icon-1

Лист ДФС України від 15.12.2014 р. N 15182/7/99-99-24-02-02-17 «Щодо відображення у митних деклараціях податкових номерів платників ПДВ»

Повідомляємо, що згідно з Законом України від 31.07.2014 N 1621-VII «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких інших законодавчих актів України» (далі — Закон) з 01.01.2015 набирають чинності зміни щодо доповнення Податкового кодексу України статтею 200 1 «Електронне адміністрування податку на додану вартість»

Просмотреть в PDF

law-icon-1

Наказ Міністерства фінансів України від 09.07.2015 №636 «Про затвердження форм податкових декларацій збору за місця для паркування транспортних засобів та туристичного збору»

Про затвердження форм податкових декларацій збору за місця для паркування транспортних засобів та туристичного збору. Відповідно до пункту 46.5 статті 46 глави 2 розділу II Податкового кодексу України та Положення про Міністерство фінансів України, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 20 серпня 2014 року N 375

Просмотреть в PDF

law-icon-1

Лист ДФС України від 11.08.2015 № 29560/7/99-99-19-03-02-17 «Про зміни в системі електронного адміністрування ПДВ для сільськогосподарських підприємств»

Державна фіскальна служба України у зв’язку із внесенням змін до Податкового кодексу України (далі – Кодекс) Законом України від 16 липня 2015 року № 643-VIII «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо удосконалення адміністрування податку на додану вартість» (далі – Закон № 643).

Просмотреть в PDF

law-icon-1

Лист ДФС України від 07.08.2015 №29163/7/99-99-19-03-02-17 «Про зміни в порядку складання та реєстрації податкових накладних»

Державна фіскальна служба України у зв’язку із прийняттям Закону України від 16 липня 2015 року № 643-VІІІ «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо удосконалення адміністрування податку на додану вартість» (далі – Закон № 643) повідомляє про зміни, внесені з 29.07.2015 до порядку складання та реєстрації податкових накладних / розрахунків коригування кількісних і вартісних показників до податкових накладних (далі – розрахунки коригування) в Єдиному реєстрі податкових накладних (далі – ЄРПН).

Просмотреть в PDF

law-icon-1

Лист ДФС України від 29.07.2015 № 27651/7/99-99-19-03-02-17
«Про податок на додану вартість»

Державна фіскальна служба України у зв’язку із прийняттям Закону України від 16 липня 2015 року № 643-VІІІ «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо удосконалення адміністрування податку на додану вартість» (далі – Закон № 643) повідомляє. Законом № 643 виключено з переліку обов’язкових такі реквізити податкової накладної як «Місцезнаходження (податкова адреса продавця)» та «Вид цивільно-правового договору».

Просмотреть в PDF