Новости

Учитываются ли при определении объекта налогообложения расходы по договорам о предоставлении автотранспортных услуг в случае отсутствия товарно-транспортных накладных (ТТН)
15.06.2017
3604

Чтобы учесть расходы, получателю обязательно нужна ТТН

Share on Facebook5Google+0Share on LinkedIn3

Учитываются ли при определении объекта налогообложения расходы по договорам о предоставлении автотранспортных услуг в случае отсутствия товарно-транспортных накладных (ТТН), – ответили налоговики в консультациях категории 102.02 «ЗІР».

Согласно положениям ч. 1 и ч. 3 ст. 909 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа, установленного транспортными кодексами (уставами)).

E-DOC напоминает, что ТТН является документом, и что важно — обязательным первичным документом, который составляется грузоотправителем для оформления перевозок грузов в соответствии с заключенным договором и используется для проведения окончательных расчетов за предоставленные услуги по перевозке грузов.

Оформленная ТТН должна быть у водителя транспортного средства при осуществлении перевозок грузов по договору перевозки.

Согласно п.п. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 НК от 02.12.2010 г. № 2755-VI объектом налогообложения налогом на прибыль является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, который определяется путем корректировки (увеличение или уменьшение) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие в соответствии с положениями НК.

Признание расходов в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденного приказом Минфина от 31.12.1999 г. № 318 (далее — П(С)БУ 16), и Международного стандарта бухгалтерского учета 2 (далее — МСФУ 2) «Запасы» от 01.01.2014 г.

Согласно п. 9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденного приказом Минфина от 20.10.1999 г. № 246, и п. 10 МСБУ 2 расходы на транспортировку запасов включаются в себестоимость запасов.

Кроме того, расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции (товаров, работ, услуг), в частности, расходы на транспортировку, перевалку и страхование готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров) в соответствии с условиями договора (базиса) поставки включаются в расходы на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16).

Пунктом 1 ст. 9 Закона Украины от 16 июля 1999 года № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» определено, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы. Для контроля и упорядочивания обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержден постановлением Кабмина от 25.02.2009 г. № 207, в соответствии с п. 1 которого для водителя юрлица или ФЛП, осуществляющего грузовые перевозки на договорных условиях, в наличии среди других документов должна быть товарно-транспортная накладная. Применение указанных форм первичного учета всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности является обязательным.

В соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденных приказом Минтранса от 14.10.1997 г. № 363, товарно-транспортная документация – комплект юридических документов, на основании которых осуществляют учет, прием, передача, перевозка, сдача груза и взаимные расчеты между участниками транспортного процесса.

Товарно-транспортная накладная — это единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы.

Следовательно, в случае отсутствия товарно-транспортной документации, подтверждающей получение услуг по перевозке груза, в том числе ТТН, на основании которых ведется бухгалтерский учет, налогоплательщик при определении финансового результата до налогообложения в соответствии с правилами бухгалтерского учета не имеет оснований для учета стоимости таких услуг при формировании себестоимости приобретенных (изготовленных) и реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

E-DOC акцентирует ваше внимание, что для участников транспортировки по договору выполнение этих условий возможно только в случае наличия корректно оформленных и подписанных ТТН.

Кроме того, общеизвестно, что на сегодняшний день существуют сложности операционного характера, связанные с возвратом подписанных ТТН. Учитывая то, что документы едут с грузом, возникают проблемы утере или порче экземпляров в пути. Потом приходится восстанавливать, переподписывать их и все это не является корректным, да и в корне не решает ситуацию.

Как говорят, правильнее всего устранить причину, чтобы потом не бороться с ее последствиями.

С электронными товарно-транспортными накладными, разработку которых компания «Э-КОМ» уже презентовала EBA и на заседании логистического комитета в Министерстве инфраструктуры, все эти вопросы просто отпадают, поскольку обмен этим электронным документом не только происходит в разы быстрее, но и гарантирует юридическую значимость такого обмена на основании законов «Об ЭЦП» и «Об электронном документообороте». При этом бумажный экземпляр электронного документа остается у водителя для предъявления контролирующим органам в пути.

На сегодняшний день самые инновационные компании, такие как, например, Фокстрот, Асбис Украина, Мист Экспресс, Raben, Новус, Метро, ФМ Лоджистик заявили о готовности внедрения электронных ТТН.

Так или иначе, такие инновации очень положительно сказываются на рыночной экономике, поддерживаются государством, поэтому очевидно, что будущее за оптимизацией бизнес-процессов с электронным документооборотом.

Share on Facebook5Google+0Share on LinkedIn3